Спам-фильтры. Освобождают от необходимости вручную отделять полезные письма от мусора.
Спам-фильтры почтовых сервисов.
Крупные сетевые почтовые службы стараются отсеивать спам самостоятельно. Иногда это им удается, и нежелательные сообщения автоматически помечаются как спам или отправляются в соответствующую папку. Очень удобно: когда пользователь закачивает сообщения на свой компьютер с помощью почтовой программы, спам на компьютер не попадает и рекламный мусор не «поедает» ни трафик, ни место на диске, ни время пользователя, необходимое для «опознания» и удаления нежелательных сообщений. Однако на каждом почтовом сервере спам-фильтры работают по-разному, а полной защиты не обеспечивает ни один сервис. Нередко «отбраковываются» и, как следствие, остаются непрочитанными письма от друзей, коллег или бизнес-партнеров, информационные рассылки от магазинов и т.д. Поэтому необходимо регулярно проверять папку со спамом или, заходя в почтовый ящик через веб-интерфейс, уточнять, не попали ли случайно нужные письма в корзину или папку со спамом.
Почтовые программы.
Многие почтовые программы, такие как Outlook, Thunderbird или «Почта Windows» имеют собственные спам-фильтры. Благодаря практически безошибочной сортировке и автоматической настройке они предоставляют довольно надежную защиту от спама. Кроме того, некоторые производители таких программ регулярно обновляют списки адресов, с которых приходит спам, и предоставляют пользователю возможность скачать эти обновления. Такие спам-фильтры можно «обучать», вручную помечая нежелательные сообщения, попавшие в папку «Входящие».
Программы-фильтры.
Можно также использовать программные спам-фильтры – такие как Kaspersky Internet Security 2009 или «DrWeb Антивирус + Антиспам». Они проверяют всю электронную почту, которая закачивается с сервера на компьютер.
Как работают спам-фильтры?
Фильтры используют несколько методов распознавания спама:
по IP-адресу: спам рассылается с компьютеров, подключенных к Интернету, следовательно, их можно вычислить по IP-адресу. Если письмо приходит с ПК, известного как источник спама, оно сразу отфильтровывается;
по адресу отправителя: некоторые приложения используют для фильтрации спама адрес отправителя. Поскольку спамер легко может подменить свой адрес, этот способ недостаточно надежен;
по содержанию: зачастую содержание письма указывает на то, что сообщение является спамом. Спам-фильтр исследует строку «Тема сообщения» и тело письма на наличие определенных ключевых слов, например «Виагра». Если определенные слова встречаются слишком часто, спам-фильтр бьет тревогу. Умелые спамеры пытаются обойти фильтры, для чего намеренно пишут типичные ключевые слова с ошибками, записывают их с помощью служебных символов (например, /!@gr/ вместо Viagra) или вставляют в тело письма рисунки, в которых скрывается рекламный текст;
с помощью списков фильтрования: в «черный» список (black list) спам-фильтров занесены все характерные признаки спама – ключевые слова, IP-адреса и e-mail-адреса отправителей таких сообщений. В зависимости от принципа работы спам-фильтра и его настроек сообщения, которые обладают каким-либо признаком из черного списка, либо удаляются, либо помечаются как спам и перемещаются в специальную папку. Противоположным образом действует «белый» список (white list) – почта с внесенными в него адресами отправителей никогда не помещается в папку для спама – она оказывается в папке «Входящие»;
обучение: многие спам-фильтры имеют так называемый режим обучения. В этом режиме они формируют и уточняют списки фильтрования. В процессе этого пользователь должен вручную помечать письма как «хорошие» или «плохие». В большинстве случаев работа спам-фильтра (как отдельного, так и встроенного в почтовый клиент или веб-интерфейс почтового сервиса) в режиме обучения в течение определенного времени увеличивает процент верного распознавания спам-фильтром «правильных» и «неправильных» сообщений.